Мацуо Басё (яп. 松尾芭蕉 (псевдоним); при рождении названный Киндзаку, по достижении совершеннолетия - Мунэфуса (яп. 宗房

; ещё одно имя — Дзинситиро (яп. 甚七郎

) — великий японский поэт, теоретик стиха. Родился в
читать дальше1644 году в Уэно, провинция Ига. Умер 12 октября 1694 в Осаке.
Басё родился в семье самурая Мацуо Едзаэмона, был его третьим по счету ребенком. Отец и старший брат будущего поэта преподавали каллиграфию, и уже дома он получил хорошее образование. В юности увлекался китайскими поэтами, такими как Ду Фу. С 1664 в Киото изучал поэзию. Состоял на государственной службе с 1672 в Эдо (ныне Токио), затем стал учителем поэзии. Среди современников получил известность в первую очередь как мастер рэнга. Басё — создатель жанра и эстетики хокку.
В 1680-е годы Басё, руководствуясь философией буддийской школы Дзэн, в основу своего творчества положил принцип «озарения». Поэтическое наследие Басё представлено 7 антологиями, созданными им и его учениками: «Зимние дни» (1684), «Весенние дни» (1686), «Заглохшее поле» (1689), «Тыква-горлянка» (1690), «Соломенный плащ обезьяны» (книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698), «Мешок угля» (1694), лирическими дневниками, написанными прозой в сочетании со стихами (наиболее известный из них — «По тропинкам Севера»), а также предисловиями к книгам и стихам, письмами, содержащими мысли об искусстве и взгляды на процесс поэтического творчества. Поэзия и эстетика Басё оказали влияние на развитие японской литературы средних веков и Нового времени. В честь Басё назван кратер на Меркурии.
Все волнения, всю печаль
Твоего смятенного сердца
Гибкой иве отдай.
Чернеют тучи,
Вот-вот прольются дождем
Только Фудзи бел.
Откуда вдруг такая лень?
Едва меня сегодня добудились…
Шумит весенний дождь.
На старом поле битвы
Летние травы
Там, где исчезли герои,
Как сновиденье.
www.sohey.ru/html/base/0base.htm
leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=...